Любители камня, любители истории и архитектуры Петербурга! Вам наверняка знакома эта гранитная колонна, а кто не знает, где притаился сей ближайший родственник колонн внутреннего убранства Казанского собора, может пройти увлекательный квест и поискать её!
Итак, во время строительства Казанского собора для изготовления колонн внутреннего убранства был выбран выборгский гранит рапакиви. В 19 веке гранит выламывали вручную., обработка и доставка одной колонны высотой почти 11 метров стоила 3 тыс.рублей. Для отделки интерьеров Казанского собора было использовано 56 колонн, кроме того, Андрей Воронихин запланирован запасную гранитную колонну. Иностранцев, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. «Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна» (цитата из Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга, Архимандрит Августин (Никитин)).
Все 56 колонн и по сей день украшают Казанский собор, а вот судьба запасной колонны оказалась витиеватой! Колонна была передана в Академию художеств в честь 50-летия этого учебного заведения, где на протяжении 10 лет она простояла в круглом дворе Академии, потом в течение 30 лет колонна ждала своего часа, и, наконец, в 1847 году была установлена в академическом саду. Колонну венчает бронзовая капитель с тремя аллегорическими женскими фигурами, символизирующими живопись, скульптуру, архитектуру.