Романтичные «небесные» названия самоцветов, вынесенные в заглавие, невольно уносят нас в космическое пространство, заставляя задуматься о происхождении удивительных оптических эффектов солнечного и лунного камня. Имеют ли эти минералы отношение к небесным светилам? Давайте разбираться.
Лунный и солнечный камень, действительно, близки друг к другу, ведь оба являются полевыми шпатам. Правда, полевые шпаты — вполне «земные» минералы, а их «лунные» и «солнечные» эффекты давно объяснены учёными.


Заметили, что если говорим о других минеральных видах (кварц, берилл, топаз) применяем единственное число, а полевые шпаты — во множественном? Дело в том, что, немного отличаясь по химизму, полевые шпаты формируют цепочку превращений-переходов от одного минерала к другому, оставаясь при этом единым минеральным видом. Словно разноцветные кирпичики в стене здания, катионы металлов сменяют друг друга в составе полевых шпатов, создавая разнообразие составов и структур, которые затем отражаются на окраске минералов и их оптических свойствах.
Полевые шпаты — это группа минералов, то есть несколько минеральных видов, объединённых общей структурой и близким химическим составом. В группу полевых шпатов относятся такие минералы, как микроклин, ортоклаз и санидин.
Полевые шпаты — самые распространённые минералы в земной коре, составляют примерно 60%!
Не удивительно, что полевые шпаты можно встретить не только в украшениях, но и на гранитных набережных, в облицовке зданий, и даже на пляжах.
Полевошпатовый песок — коричневый, рыжий, классических «песочных» оттенков.
Вследствие близости структур и состава, полевые шпаты могут срастаться друг с другом, формируя на микро-уровне «решётки» и «слои», состоящие из тончайщих микро-кристалликов, прорастающих друг в друга, словно сплетающиеся корнями и ветвями деревья. Только деревья — мир флоры, плетут свои узоры витиевато, а минералы — мир геометрии и кристаллографии, поэтому «узоры» сплетены строгими линиями.
Световые волны, падающие на минерал, преломляются и отражаются на границах внутренних структур полевых шпатов, создавая световую игру, радующую глаз наблюдателя. Чуть покрутить камушек — меняются углы падения света, и новые цветовые всполохи вырываются из недр самоцвета.
Математически точные кристаллография и оптика каждый раз являют миру новую цветовую мелодию, порождая чарующее сияние лунных и солнечных камней!
ЛУННЫЙ КАМЕНЬ
Сияние лунного камня, напоминающее лёгкое свечение луны сквозь редкие облака в ясную ночь дало камню столь романтическое название и породило множество легенд. Так, согласно индуистской мифологии, лунный камень — это застывшие лучи луны.

Лунный камень обрёл популярность в эпоху Арт-Нуво, изделия с этим минералом были представлены в линейках Рене Лалик (René Lalique) и Луи Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany).

Изредка можно встретить устаревшее название гекатолит (hecatolite), предложенное Жан-Клодом Деламетре в конце 18 века для лунного камня по имени древнегреческой богини лунного света Гекаты.
СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ
Солнечный камень — полевой шпат, содержащий в себе кристаллики гематита, словно мириады мельчайших зеркал отражающие падающий свет.

Самое знаменитое месторождение этого камня находится в Орегоне, США. Орегонские солнечные камни поражают воображение разнообразием окрасок, игрой света и цвета! «Солнечным сиянием» орегонский полевой шпат обязан не гематиту, а включениям меди. А дальше — всё та же игра оптики, исполняющей цветовую симфонию на тончайших медных пластинках, внутри камня.

Частички меди настолько ярко переливаются внутри орегонского солнечного камня, что данный эффект породил термин «шиллер». Шиллер — от немецкого scilihen, «мерцать, подмигивать» — отблески света, сверкающие на медных пластинках.

Солнечными и лунными камнями не ограничивается спектр удивительных свойств полевых шпатов! Об этом — в следующий раз.