Teaching Mine at the Mining University – a Forgotten cultural heritage of XVIII-XIX centuries.
Опубликовано: Кургузова А.В. Примерный Рудник в Горном университете – забытый объект культурного наследия XVIII-XIX вв. // Материалы XII Международного семинара «Геология, геоэкология, эволюционная география. – СПб., 2015. — с.231-234
В 2013 Горный институт в Петербурге (нынешнее полное название «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный») отпраздновал своё 240- летие. Горный институт основан 21 октября 1773 г. указом императрицы Екатерины II как Горное училище, в 1804 г. переименован в Горный кадетский корпус, а с 1833 г. до начала XXI века носил название Горный институт. Горный – это не только лекционные аудитории, лабораторные корпуса и компьютерные классы. Замечательный Горный музей, являющийся одним из лучших в мире собраний горных пород и минералов, также располагается в стенах этого Института. В настоящее время собрание Музея насчитывает более 280 тыс. образцов из более чем 80 стран Мира, и коллекции продолжают пополняться.
Помимо известного петербуржцам и специалистам-геологам Музея, в Горном институте располагается ещё один интересный, но несправедливо забытый научно-просветительский объект – учебная шахта для студентов, Примерный Рудник. Примерный Рудник, созданный в конце XVIII века, задумывался как часть Музея. На протяжении более чем двухсотлетней истории Горного института Музей является его неотъемлемой частью, плацдармом для подготовки горных инженеров. Созданием экспозиций Горного музея в разное время занимались крупнейшие ученые, профессора Горного института: Г.М. Ренованц, П.И. Медер, Д.И. Соколов, Н.И. Кокшаров, П.И. Еремеев, Е.С. Федоров, А.К. Болдырев, В.В. Черных, Д.П. Григорьев, И.И. Шафрановский, С.А. Руденко (Куликова и др., 1898). Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 30 июля 1996 г. Горный институт включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Литвиненко и др., 2008). Примерный рудник, некогда являвшийся частью Горного музея, в перечень объектов культурного наследия не вошел.
Примерный рудник представлял собой подземное сооружение, был укреплен кирпичной кладкой, сохранившейся до наших дней, а на стены и потолок крепились фрагменты жил, горные породы и отдельные минералы, имитировавшие строение геологических тел. В руднике были представлены различные типы месторождений Алтая, Урала, Сибири и Саксонии. По информации Михаила Петровича Мельникова (Мельников, 1898), Рудник был заложен в 1798 году, а его основателями являются первый директор Горного училища Михаил Федорович Соймонов и первый директор Горного музея Ганс-Михаэль Ренованц.
Одной из задач Примерного рудника стала помощь учащимся в освоении маркшейдерского дела, для чего были сооружены различные типы горных выработок — вертикальные, наклонные, горизонтальные. Войти в Рудник можно было посредством двух штолен и четырех шахт. Глубина шахт соответствовала наибольшей высоте насыпи (около 6 метров), длина составляла до 7 футов (2 метра), ширина до 4 футов (1,2 метра). Горизонтальные ходы имели высоту от 9 до 7, ширину от 5 до 3 футов. На плане Рудника горные выработки обозначались буквами латинского алфавита. Согласно историческим описаниям (Мельников, 1898; Соколов, 1830), в Примерном руднике были представлены следующие типы горных выработок (рис. 1):
вертикальные шахты N, J, U
наклонная шахта G
вентиляционные шахты GM, LO
крестовые ходы QQ
штреки TL, LO, OP
штольни MH, XZ

Выработка R, состоящая из двух параллельных ходов, соединённых двумя другими, демонстрировала способ добычи каменного угля. В ходах b’’b’ и KP были поставлены все виды применяемых деревянных крепей, а в GM — каменной. Шахты N и G (шахта G — наклонная) были укреплены камнем, прочие шахты — деревом. В боковом штреке fG демонстрировались различные виды деревянного крепления полными, сплошными, дверными окладами, с заборкою потолка и боковыми досками и горбылями. Наклонная рудоподъемная шахта G у основания была закреплена кирпичной аркой. В копи каменного угля была выставлена лампа, изобретенная английским химиком Деви. Такие лампы использовались для работы во взрывоопасной среде: пламя было окружено металлической сеткой, препятствующей контакту пламени и легковоспламеняющихся газов горной выработки.
В шахте N, укрепленной кирпичом, были выставлены платформа и вагончик (в натуральную величину) висячей проволочной дороги Тквибульских каменноугольных копей на Кавказе. Из шахты G была заложена почво-уступная, из шахты J — потолково-уступная работа.
Для закрепления знаний студентов по курсу геологии, строение Рудника было организовано как учебный разрез, состоящий из магматических, осадочных и метаморфических пород, пересеченных рудными жилами. Для Рудника была составлена «геологическая карта», снабженная легендой (рис. 1). Организаторы стремились сымитировать строение реальных геологических тел и максимально представить разнообразие природных типов месторождений. В строении рудника были представлены следующие породы (описание дано по Д.И. Соколову и М.П. Мельникову):
А — слюдяной сланец
B — железистый филлад (устаревшее название глинистых сланцев)
C — диабаз
D — известняк
E — песчаник
F — каменноугольная формация
K – гранит-порфир
а — гранит
При Евграфе Ильиче Мечникове, талантливом геологе, первооткрывателе золоторудных месторождений Южного Урала, директоре Департамента горных и соляных дел и директоре Горного кадетского корпуса, Примерный рудник был значительно переделан и увеличен. Согласно описаниям М.П. Мельникова (Мельников, 1898), произошло это в 1822 году. До 1000 кв. саженей (4000 м2) была увеличена искусственная насыпь, составлявшая ранее 3 сажени высоты (6 метров); подземная выработка по длине увеличилась до 110 саженей (230 м). Судя по всему, именно в таком состоянии Примерный рудник дошел до наших дней. Историк и публицист Павел Петрович Свиньин указывает на значимую роль Е.И. Мечникова в переустройстве Рудника (Свиньин, 1821): «Рудник этот первоначально учрежден около 1790 года, по начертанию тогдашнего директора корпуса, Соймонова; но не имел того виду, который дан ему ныне. Он представлял лабиринт подземных ходов, расположенных без цели и намерения, и мог единственно служить образцом некоторых родов крепи. Тягость насыпной земли поддерживалась большей частью деревом, требовавшим частого возобновления, которое со временем совершенно истребилось. Обрушившаяся земля завалила ходы и весь Примерный рудник превратился в огромную кучу земли; из этой-то безобразной громады бдительным попечением нынешнего директора корпуса, Евграфа Ильича Мечникова, воздвигнуто это прекрасное заведение, которому подобного не находится ни в одном просвещенном государстве!» П.П. Свиньин подчеркивает роль в обустройстве Рудника знаменитого русского минералога Д.И. Соколова.
До наших дней сохранилось менее 50% убранства Примерного рудника, и сегодня работы по его консервации не ведутся. Примерный рудник в XXI веке утратил свои учебные функции и является одним из подвальных помещений Горного университета. Сохранившиеся объекты Примерного рудника: штольня XZOP, круглый зал f, штольня fG. Остальные части представляет собой тоннель с кирпичной кладкой, в некоторых местах которого сохранились отдельные фрагменты стен с инкрустацией. Наиболее ценные экспонаты были переданы в Горный музей, часть экспонатов утрачена. Несколько лет назад в Руднике было проведено электрическое освещение и, по-видимому, в процессе работ, часть сохранившихся жил была разрушена. Насыпная гора, образовавшая после выемки грунта при строительстве Рудника, является частью внутреннего двора Горного университета.
Замысел сооружения Примерного Рудника великолепен, на его создание в XVIII затрачены огромные средства и труды основателей Горного Института. В наше время Рудник имеет не только просветительское, образовательное, но и историческое значение. Важной задачей является привлечение внимания к уникальному объекту культурного наследия конца XVIII века, созданного совместными трудами геологов, горняков и преподавателей. Представляется возможным не только консервация и реставрация, но и восстановление деятельности Примерного Рудника как учебного и просветительского, возможно и общедостуного музейного объекта.
Работа поддержана Российским научным фондом, проект № 14-18-00010
Список литературы:
Куликова Н. А., Девнина Н. Н., Попова Е.Е. История Минерального собрания Горного музея Ленинградского горного института им. Г.В. Плеханова // Очерки по истории геологических знаний. 1989. № 25. – с. 82-142.
Литвиненко В. С., Пашкевич Н. В., Полярная Ж. А. Горный Музей, СПб: Санкт-Петербургский Горный институт им. Г.В. Плеханова. 2008. — 128 с.
Мельников М. П. Путеводитель по Музеуму Горного института Императрицы Екатерины II. Санкт-Петербург: Типография К.Биркенфельда. 1898. — 157 с.
Свиньин П. П. Примерный рудник в Горном кадетском корпусе // Отечественные записки. 1821. №. 1. — с. 97-104.
Соколов Д. И. Историческое и статистическое описание Горного кадесткого корпуса, Санкт-Петербург: Типография департамента народного просвещения. 1830. — 175 с.