Примерный Рудник в Горном университете – забытый объект культурного наследия XVIII-XIX вв.

Teaching Mine at the Mining University – a Forgotten cultural heritage of XVIII-XIX centuries.

Опубликовано: Кургузова А.В. Примерный Рудник в Горном университете – забытый объект культурного наследия XVIII-XIX вв. // Материалы XII Международного семинара «Геология, геоэкология, эволюционная география. – СПб., 2015. —  с.231-234

В 2013 Горный институт в Петербурге (нынешнее полное название «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный») отпраздновал своё 240- летие. Горный институт основан 21 октября 1773 г. указом императрицы Екатерины II как Горное училище, в 1804 г. переименован в Горный кадетский корпус, а с 1833 г. до начала XXI века носил название Горный институт. Горный – это не только лекционные аудитории, лабораторные корпуса и компьютерные классы. Замечательный Горный музей, являющийся одним из лучших в мире собраний горных пород и минералов, также располагается в стенах этого Института. В настоящее время собрание Музея насчитывает более 280 тыс. образцов из более чем 80 стран Мира, и коллекции продолжают пополняться.  

Помимо известного петербуржцам и специалистам-геологам Музея, в Горном институте располагается ещё один интересный, но  несправедливо забытый научно-просветительский объект – учебная шахта для студентов, Примерный Рудник. Примерный Рудник, созданный в конце XVIII века, задумывался как часть Музея. На протяжении более чем двухсотлетней истории Горного института Музей является его неотъемлемой частью, плацдармом для подготовки горных инженеров. Созданием экспозиций Горного музея в разное время занимались крупнейшие ученые, профессора Горного института: Г.М. Ренованц, П.И. Медер, Д.И. Соколов, Н.И. Кокшаров, П.И. Еремеев, Е.С. Федоров, А.К. Болдырев, В.В. Черных, Д.П. Григорьев, И.И. Шафрановский, С.А. Руденко (Куликова и др., 1898). Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 30 июля 1996 г. Горный институт включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Литвиненко и др., 2008). Примерный рудник, некогда являвшийся частью Горного музея, в перечень объектов культурного наследия не вошел.

Примерный рудник представлял собой подземное сооружение, был укреплен кирпичной кладкой, сохранившейся до наших дней, а на стены и потолок крепились фрагменты жил, горные породы и отдельные минералы, имитировавшие строение геологических тел. В руднике были представлены различные типы месторождений Алтая, Урала, Сибири и Саксонии. По информации Михаила Петровича Мельникова (Мельников, 1898), Рудник был заложен в 1798 году, а его основателями являются первый директор Горного училища Михаил Федорович Соймонов и первый директор Горного музея Ганс-Михаэль Ренованц.

Одной из задач Примерного рудника стала помощь учащимся в освоении маркшейдерского дела, для чего были сооружены различные типы горных выработок — вертикальные, наклонные, горизонтальные. Войти в Рудник можно было посредством двух штолен и четырех шахт. Глубина шахт соответствовала наибольшей высоте насыпи (около 6 метров), длина составляла до 7 футов (2 метра), ширина до 4 футов (1,2 метра). Горизонтальные ходы имели высоту от 9 до 7, ширину от 5 до 3 футов. На плане Рудника горные выработки обозначались буквами латинского алфавита. Согласно историческим описаниям (Мельников, 1898; Соколов, 1830), в Примерном руднике были представлены следующие типы горных выработок (рис. 1):

вертикальные шахты N, J, U

наклонная шахта G

вентиляционные шахты GM, LO

крестовые ходы QQ

штреки TL, LO, OP

штольни MH, XZ

Рисунок 1. «Геологическая карта» Примерного Рудника, составлена на основе карты Д.И. Соколова (Соколов, 1830).

Выработка R, состоящая из двух параллельных ходов, соединённых двумя другими, демонстрировала способ добычи каменного угля. В ходах b’’b’ и KP были поставлены все виды применяемых деревянных крепей, а в GM — каменной. Шахты N и G (шахта G —  наклонная) были укреплены камнем, прочие шахты — деревом. В боковом штреке fG демонстрировались различные виды деревянного крепления полными, сплошными, дверными окладами, с заборкою потолка и боковыми досками и горбылями. Наклонная рудоподъемная шахта G у основания была закреплена кирпичной аркой. В копи каменного угля была выставлена лампа, изобретенная английским химиком Деви. Такие лампы использовались для работы во взрывоопасной среде: пламя было окружено металлической сеткой, препятствующей контакту пламени и легковоспламеняющихся газов горной выработки. 

В шахте N, укрепленной кирпичом, были выставлены платформа и вагончик (в натуральную величину) висячей проволочной дороги Тквибульских каменноугольных копей на Кавказе. Из шахты G была заложена почво-уступная,  из шахты J — потолково-уступная работа.

Для закрепления знаний студентов по курсу геологии, строение Рудника было организовано как учебный разрез, состоящий из магматических, осадочных и метаморфических пород, пересеченных рудными жилами. Для Рудника была составлена «геологическая карта», снабженная легендой (рис. 1). Организаторы стремились сымитировать строение реальных геологических тел и максимально представить разнообразие природных типов месторождений. В строении рудника были представлены следующие породы (описание дано по Д.И. Соколову и М.П. Мельникову):

А — слюдяной сланец

B — железистый филлад (устаревшее название глинистых сланцев)

C — диабаз

D — известняк

E — песчаник

F — каменноугольная формация

K – гранит-порфир

а — гранит

При Евграфе Ильиче Мечникове, талантливом геологе, первооткрывателе золоторудных месторождений Южного Урала, директоре Департамента горных и соляных дел и директоре Горного кадетского корпуса, Примерный рудник был значительно переделан и увеличен. Согласно описаниям М.П. Мельникова (Мельников, 1898), произошло это в 1822 году. До 1000 кв. саженей (4000 м2) была увеличена искусственная насыпь, составлявшая ранее 3 сажени высоты (6 метров); подземная выработка по длине увеличилась до 110 саженей (230 м). Судя по всему, именно в таком состоянии Примерный рудник дошел до наших дней. Историк и публицист Павел Петрович Свиньин указывает на значимую роль Е.И. Мечникова в переустройстве Рудника (Свиньин, 1821): «Рудник этот первоначально учрежден около 1790 года, по начертанию тогдашнего директора корпуса, Соймонова; но не имел того виду, который дан ему ныне. Он представлял лабиринт подземных ходов, расположенных без цели и намерения, и мог единственно служить образцом некоторых родов крепи. Тягость насыпной земли поддерживалась большей частью деревом, требовавшим частого возобновления, которое со временем совершенно истребилось. Обрушившаяся земля завалила ходы и весь Примерный рудник превратился в огромную кучу земли; из этой-то безобразной громады бдительным попечением нынешнего директора корпуса, Евграфа Ильича Мечникова, воздвигнуто это прекрасное заведение, которому подобного не находится ни в одном просвещенном государстве!» П.П. Свиньин подчеркивает роль в обустройстве Рудника знаменитого русского минералога Д.И. Соколова.

До наших дней сохранилось менее 50% убранства Примерного рудника, и сегодня работы по его консервации не ведутся. Примерный рудник в XXI веке утратил свои учебные функции и является одним из подвальных помещений Горного университета. Сохранившиеся объекты Примерного рудника: штольня XZOP, круглый зал f, штольня fG. Остальные части представляет собой тоннель с кирпичной кладкой, в некоторых местах которого сохранились отдельные фрагменты стен с инкрустацией. Наиболее ценные экспонаты были переданы в Горный музей, часть экспонатов утрачена. Несколько лет назад в Руднике было проведено электрическое освещение и, по-видимому, в процессе работ, часть сохранившихся жил была разрушена. Насыпная гора, образовавшая после выемки грунта при строительстве Рудника, является частью внутреннего двора Горного университета.

Замысел сооружения Примерного Рудника великолепен, на его создание в XVIII затрачены огромные средства и труды основателей Горного Института. В наше время Рудник имеет не только просветительское, образовательное, но и историческое значение. Важной задачей является привлечение внимания к уникальному объекту культурного наследия конца XVIII века, созданного совместными трудами геологов, горняков и преподавателей. Представляется возможным не только консервация и реставрация, но и восстановление деятельности Примерного Рудника как учебного и просветительского, возможно и общедостуного музейного объекта.

Работа поддержана Российским научным фондом, проект № 14-18-00010

Список литературы:

Куликова Н. А., Девнина Н. Н., Попова Е.Е. История Минерального собрания Горного музея Ленинградского горного института им. Г.В. Плеханова // Очерки по истории геологических знаний. 1989. 25. – с. 82-142.

Литвиненко В. С., Пашкевич Н. В., Полярная Ж. А. Горный Музей, СПб: Санкт-Петербургский Горный институт им. Г.В. Плеханова. 2008. — 128 с.

Мельников М. П. Путеводитель по Музеуму Горного института Императрицы Екатерины II. Санкт-Петербург: Типография К.Биркенфельда. 1898. — 157 с.

Свиньин П. П. Примерный рудник в Горном кадетском корпусе // Отечественные записки. 1821. . 1. —  с. 97-104.

Соколов Д. И. Историческое и статистическое описание Горного кадесткого корпуса, Санкт-Петербург: Типография департамента народного просвещения. 1830. — 175 с.