Гранаты – группа минералов, с одинаковой структурой и внешней формой, но отличных по окраскам, оптическим эффектам и даже твёрдости! Немногие минералы могут соперничать с гранатами в разнообразии цветовой палитры, пожалуй, из распространенных самоцветов это разве что турмалины да шпинель, может, ещё кварц. Цвет – не единственное достоинство граната. Гранаты – минералы с давней историей.
Первая разновидность граната, завоевавшая любовь человека – это красные пиропы, реже – альмандины. В средние века зачастую не делалось различия между алыми минералами, гранат запросто мог выдаваться за рубин, как это бывало со шпинелью или турмалином. Одно из античных названий красного граната – «карбункул», что означает «красный уголёк».
Красный цвет – символ страстной любви. Согласно древнегреческому мифу, Аид, похитивший Прозерпину и после согласившийся возвратить её матери-Деметре, вручил возлюбленной зёрна граната, проглотив которые, Прозерпина стала его женой. Плод граната издревле – знак любви и супружеской жизни. Кристаллы красного граната, схожие с зёрнами одноименного плода, зачастую наделяются тем же символизмом.

В 19 веке, с периодом Викторианской эпохи пришла мода на изделия с гранатом, во многом продиктованная разработкой чешских месторождений этого камня. И по сей день богемский гранат – знак высокого качества алеющих карминовых пиропов.

Кроме того, конец 19 века – открытие уральских зелёных гранатов, демантоидов. Демантоид – «подобный бриллианту», назван так за свою высокую дисперсию (способность разлагать видимый свет на спектральные линии). В этом свойстве демантоид опережает алмаз!

Век 20 открыл многочисленные месторождения гранатов ювелирного качества всевозможных цветов: розовые гроссуляры Мексики, изумрудно-зелёные африканские цавориты, спессартиты Бразилии, Африки, Шри-Ланки, пурпурные родолиты Шри-Ланки. Изумительные «мандариновые гранаты» и демантоиды Намибии, лимонно-жёлтые гранаты Мали. И даже меняющие цвет (с реверсом, или александритовым эффектом) гранаты Танзании и Мадагаскара! Изобилие мира гранатов поражает воображение, и даёт надежды на новые открытия в мире минералов этой группы.